Перейдите в свой кошелек и переведите на этот адрес любую сумму.
Рекомендуем myetherwallet.com
Порою не хватает даже слов,Чтоб описать всё то, как ты жила.Война, разруха, голод и любовь.Не знаю, как ты выдержать смогла…
Нияра Самкова. «ЖЕНЩИНЕ».
Наш фильм - это галерея судеб женщин, прошедших через военное лихолетье на фронтах и в тылу, образ Женщины, поставленной историческими обстоятельствами в ситуацию, противоположную её предназначению. Вместо домашнего очага – поля сражений, вместо семейного счастья – разлука и одиночество, вместо школьной скамьи – непосильная работа.
Мы стремимся показать ценность и неповторимость человеческой жизни на фоне милитаристского безумия, непоправимость утраты целого рода в лице одной погибшей женщины, человеческую драму рождённой быть Матерью, но вынужденной стать Воином. Юные красавицы вчера и убеленные сединами сегодня, наши героини, сквозь десятилетия переосмысливая историю страны и свою судьбу, расскажут о том, что чувствует Женщина, оставившая очаг, чтобы сберечь его; Женщина, подарившая свою любовь не только собственным детям, но и обездоленным сиротам; Девочка лишённая детства, ради детства будущих поколений. Вынужденные стать мужественными, они не перестали быть женщинами. Война закалила, но не ожесточила, «то что было болью, стало статью».
«Не женская это доля – убивать», – скажет одна из участниц войны. А другая распишется на стенах поверженного рейхстага: «Я пришла в Берлин, чтобы убить войну». Чтобы убить войну…
Люся Дороненко (справа)
В той же Василеостровской части Ленинграда, жила и Люся Дороненко. Счастливая семья — молодые родители, брат и она с сестрой. Брат ушел на фронт, в 1942 сначала умер папа, потом мама, 14-летней сестре удалось устроиться на фабрику. Уходила рано утром, приходила поздно вечером, и 11-летняя Люся целыми днями бродила по улицам одна — дома было страшно и холодно. В памяти навсегда остались воспоминания о своей дороге жизни – двенадцать дней пути до маленькой деревушки в тыловой республике, двенадцать дней пути, цена которым жизнь…
Антонина Разуменко
Над солнечным Харьковом
сгустились тучи. То, что фашисты придут на харьковскую землю, да еще так
быстро, могло привидеться лишь в
страшном сне. В сентябре 41-го гитлеровцы с ходу заняли Полтаву, вышли на
Харьковщину. Сегодня, спустя 70 с лишним лет, Антонина Тимофеевна Разуменко вспоминает
о пережитом спокойно, уже без слез. А тогда ей, 20-летней девушке, казалось,
что мир перевернулся. Воспитанница коммуны имени Дзержинского, незадолго до
войны она получила хорошую работу, вышла замуж. Мечты о счастливой жизни рушились
с каждым километром пути эшелона, который увозил из родного города не только ее
вместе с другими заводчанами, но и сам завод, разобранный на части.
Сейчас это кажется невероятным —
меньше чем за полгода огромный завод, проделав путь в несколько тысяч
километров, был собран заново и начал работу. Под производство приспособили
здания педагогического института, параллельно начали строительство новых
корпусов. Тогда на глазах у чебоксарцев вырос целый промышленный город, который
отчаянно нуждался в рабочих руках. Мужчины были на фронте, поэтому к станкам встали
женщины и дети...
Мария Суркова (слева)
Женщины войны… Они пришли на войну совсем ещё девочками, а возвращались с неё женщинами, познавшими тяжёлую, горькую жизнь, выдержавшими нечеловеческие нагрузки. От нестерпимого страдания корчилась в муках душа… «Пришла я с фронта седая. Двадцать один год, а я уже беленькая», - вспоминает одна из наших героинь. Испытание на прочность — не важно на передовой или в тылу - проходили не просто женщины, а самоё женское начало. Участница обороны Москвы Мария Суркова и сегодня ясно помнит, как страшно грохочут зенитки, как хрупки прижавшиеся друг к дружке девичьи тела, какой невероятно несправедливой и невероятной выглядит смерть в девятнадцать лет. Жизнь и в мирное время складывалась непросто, признается она, - было много потерь, судьба будто испытывала на прочность. Но те уроки неженского мужества, полученные в битве за Москву, закалили ее душу и сердце на всю оставшуюся жизнь…
Почти уже не осталось живых свидетельниц той страшной поры. Но ещё живы другие — уже очень хрупкие, необыкновенно мудрые и добрые, полные понимания и милосердия Женщины, прошедшие горнило проклятой войны.
Памяти наших бабушек и прабабушек посвящается...
Над созданием фильма «Женские лики войны»
работает профессиональная команда сценаристов, режиссеров, репортеров. Для
каждого из нас тема «Женщина и война» такая же личная, близкая и трагическая,
как для любого рожденного в СССР.
Виталий Баев – сценарист, продюсер, издатель.
«Моя бабушка Капитолина Ивановна всю войну прошла фронтовой медсестрой. После школы она закончила фельдшерско-акушерские курсы и хотела продолжить обучение на врача. Но реальное обучение пришлось проходить на полях сражений, вытаскивая раненых с поля боя. Нередко приходилось ей, юной девушке, вставать к операционному столу и ассистировать хирургу, замещая выбывших из строя врачей офицеров. Рассказывала, как плакала, когда что-то не получалось, а опытный врач успокаивал молоденькую сестричку: «Капа, ты самая умная, самая умелая девочка». Война не закончилась для нее в 45-м. С освободительными войсками она попала в Польшу, где встретила своего будущего мужа. Но счастье их длилось недолго – в ходе освобождения чехословацкого города от фашистов он погиб от пули снайпера.»
Елена Гальперина – главный редактор, автор
документальных фильмов и исторических ретроспективных проектов "След в
истории", "Чаша Грааля", "Бронзовый век".
«Судьбой практически каждой женщины в войну было ожидание. Ожидание вестей с фронта, писем и, конечно же, самих мужчин. Их ждали, даже если приходила похоронка и тем более, если «пропал без вести». Так было с бабушкой моей подруги. Мария верила, что ее муж, пропавший без вести в 42-ом, жив. В 45-ом она решила, что его освободили из фашистского плена и отправили в советский лагерь, что, к сожалению, тогда не было редкостью. А в 52-ом году прошел слух, что из лагерей стали выпускать репрессированных советских солдат и офицеров. Мария нашила себе новых платьев и каждый день, нарядившись, выходила за околицу, садилась на их скамейку под березой и ждала… Он так и не вернулся.»
Андрей Спиридонов - главный оператор, режиссёр монтажа.
Во время съёмок мне запомнился рассказ одной нашей героини. Валентина Павловна ушла на фронт совсем девчонкой, стала сержантом, командовала зенитным оружием. Рассказывала, как веселые, счастливые, еще нецелованные девчонки строили грандиозные планы на будущее, как уверены были, что война закончится за считанные месяцы… Девчонкам пришлось учиться не только стрелять, но и ненавидеть. На политзанятиях читали статью Ильи Эренбурга «Убей его!» Сколько раз встретишь немца, столько раз его убей. «Первое время из носа и ушей кровь шла, горло пересыхало до рвоты. Ночью еще не так страшно, а днем кажется, что самолет прямо на тебя летит, именно на твое орудие. На тебя таранит! Это один миг. Сейчас он всю, всю тебя превратит ни во что. Все — конец! Это не для девчонки. Не для ее ушей, не для ее глаз… Я хотела бы забыть. Я хочу хотя бы один день прожить без войны. Без своей памяти о ней. Хотя бы один такой день…»
Валентина Поливцева – телеведущая, журналист, автор проектов о
проблемах национализма и ксенофобии, антикоррупционной тематике, лауреат всероссийского
конкурса Евразиямедиацентр-2008, Байкальская волна-2012 и др.
«Моя бабушка — святая и прекрасная женщина. Мама рассказывает, что она была настолько красива, что художники могли бы писать с неё портреты… если бы не война... Трое маленьких детей, бесконечный изнуряющий труд, тревожное ожидание вестей с фронта… Каждый день она вела свой священный бой. Возможно кому-то это покажется не самым героическим подвигом, но для меня моя рожденная Женщиной в войну бабушка Евдокия – многострадальная, терпеливая, всепрощающая и бесконечно любящая – ангел-хранитель всего нашего женского рода».
Фонд "С чего начинается Родина" создан двумя творческими организациями: "Архив мировой литературы" и телевизионная студия "Про Арт" для реализации совместных проектов патриотической направленности. С 2006 года мы ведём работу по изданию аудиокниг и созданию документального кино. В нашей творческой копилке актуальные репортажи, проекты, отмеченные наградами российских телевизионных фестивалей, более семидесяти аудиокниг и радиопостановок. В дальнейшем мы также планируем создание художественного и мультипликационного кино, интерактивных игр и издание книг, объединённых одной тематикой - любовь к Родине.